МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ Администрация муниципального Каларского округа Забайкальского края МОУ Куандинская СОШИ № 4 УТВЕРЖДЕНО Директор _________ Белоусова С.В. Приказ N 315 от «10» сентября 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «История Забайкальского края» 7 класса основного общего образования на 2024 – 2025 учебный год Составила: Росс Л.А. Куанда 2024 г ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. В региональный Базисный учебный план Забайкальского края историческое краеведения рекомендовано в качестве регионального компонента. Курс «История Забайкалья» предназначен для учащихся 7 класса общеобразовательной школы, что соответствует концентрической структуре исторического образования. Таким образом, изучение истории родного края будет осуществляться параллельно с изучением истории Отечества. Необходимость введения истории Забайкалья в учебный план общеобразовательной школы в качестве отдельного предмета объясняется тем, что зачастую учащиеся, изучая историю Отечества или всемирную историю, не знают истории родного края, не могут интегрировать ее в курс отечественной и всемирной истории. А между тем на территории Забайкалья происходили те же исторические процессы, что и во всем мире, и в истории Забайкалья нашли отражение и развитие многие события истории России. Наш регион отличается исторической полиэтничностью и многоконфессиональностью. Для сохранения толерантности в отношениях необходимо воспитывать уважение к традициям и обычаям народов, живущих рядом, а для этого надо их знать. Воспитание патриотизма начинается с формирования чувства любви к малой Родине, то есть тому краю, где ты родился. А ведь в истории Забайкалья есть страницы, которыми мы можем и должны гордиться. Всему этому и должен учить курс «История Забайкалья». При изучении отдельных тем курса рекомендуется использовать материал из истории своего села, поселка, города, района. Программа предусматривает изучение истории Забайкалья в 7 классе и курс рассчитан на 34 часа. 7 класс- Забайкалье XVI-XVIII в.в. Изучение истории Забайкалья в школе направлено на достижение следующих целей: Освоение совокупности знаний по истории Забайкалья с древнейших времен до наших дней, исторического пути и опыта народов Забайкалья, формирования целостного представления о месте и роли края в отечественной и мировой истории; Ознакомление- со способами анализа событий и явлений истории Забайкалья с древнейших времен до наших дней с позиции историзма; Овладения умениями и навыками поиска и систематизации историкокраеведческой информации, работы с различными типами источников, критического анализа информации; Воспитание- у учащихся чувства национального самосознания, патриотизма и уважения к истории, культуре, традициям и обычаям народов Забайкалья, стремления сохранять и приумножать культурные достояния своего региона. Историко-познавательная компетентность- владение элементами исторического анализа явлений прошлого в их связи с современностью (раскрытие принадлежности событий к определенному времени, их взаимосвязи и взаимообусловленности, выявление их причин и следствий и др.), навыки исторического мышления. Ценостно- мировоззренческая компетентность – представления о разных этнокультурах региона, умение определять обосновывать свое отношение к наиболее значимым проблемам этих этнокультур. Социально- коммуникативная компетентность- позитивные установки и навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей к социальных групп, умения осознанно выстраивать свое поведение в неординарных социальных ситуациях. Информационная компетентность – владение умениями и навыками работы с источниками исторической и современной информации (извлечение, систематизация, переработка исторической информации. Главная задача изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте. Общая характеристика учебного предмета Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственнохронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5-9 классов, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета. Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии: 1.Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов. 2.Историческое пространство - историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества. 3.Историческое движение: эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных и др., образование и развитие государств, их исторические формы и типы; история познания человеком окружающего мира и себя в мире; развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями. Главная (сквозная) содержательная линия курса – человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям. Планируемые результаты освоения учебного предмета. К важнейшим личностным результатам изучения истории Забайкалья в 7 классе относятся следующие убеждения и качества: осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Метапредметные результаты изучения истории Забайкалья в 6 – 8 классах выражаются в следующих качествах: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. Предметные результаты изучения истории Забайкалья класса включают: учащимися 7 овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности; умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира Содержание учебного предмета история Забайкалья в 7 классе. Забайкалье в XVI-XVIII в.в. 1. Введение в Забайкалье в XVI в. (1 час). 2. Продвижение русских на Восток. Открытие Забайкалья (3 часа). 3. Народы Забайкалья (9 часов). 4. Освоение Забайкалья в XVII-XVIII в.в. (13 часов). 5. Забайкалье –край ссылки и каторги (6 часов). 6. Итоговое обобщение (2 часа) Итого: 34 часа. Календарно – тематическое планирование 7 класс (34 часа) № Наименование п/п темы Основные понятия и Часы материал Домашнее задание Тема 1. 1 Введение. Забайкалье Место Забайкалья в истории 1 в XVI в. с.7. кон-в. центрально-азиатского региона. 2 Продвижение 3 (1) Зад. русских на Восток. Открытие Первые сведения о земле 1.1.; Забайкалья. Сибирской. 1.2.; -Страна Сибирь отправная точка походов на Сибирь- - Походы на Байкал и Байкал. Роль в Забайкалье. в городов как 1 1.3. сибирских открытии Зад. и 1 освоении земель за Байкалом. Походы на 1.5. Зад. Байкал: пути, трудности. 2.1.; 2.3.; 2.4. Тема 2. 3 Народы Забайкалья. 1) Взаимоотношения 9 Ясак. Сбор Ясака с местного 1 Характеристик 2) местного населения и населения. Гантимур. видом русских хозяйственной землепроходцев. деятельности. Эвенки. §5 Хозяйство Эвенки, занятия. Этнические 1 эвенков. группы эвенков. Быт и верования эвенков. 3) Быт и верования Вид жилища. Шаманизм. 1 эвенков. 4) §6 (задание н выбор). Буряты. Хозяйственная деятельность 2 Общественные §7 и бурят. семейные отношения бурят. 5) Материальная духовная и Особенности быта 1 §8 культура бурятского этноса. бурят. 6) Религиозные Шаманизм. Онгон. 1 верования бурят. Задание тетради 7, 1.2.,8,4 7) 8) Семейные и Сравнительная 1 общественные характеристика отношения бурят. бурят и эвенков. Обобщение, Возможно закрепление. творческого урока. §9. отношений проведение 1 Тема 3. Освоение Забайкалья 12 в XVII-XVIII в.в. 1) Население Заселение Забайкалья в XVII- русскими. Забайкалья 1 Первые §11 XVIII вв. поселения. Их расположения и формы. 2) Первое серебро Восточное Забайкалье как 1 России. горнорудная §12 провинция России. Первые сведения о серебре. 3) Аргунский Строительство новых 1 (Нерчинский) крупных серебросвинцовых сереброплавильный заводов-Куталарского, завод. Воздвиженского, §13 Шилкинского, Александровского и др. 4) Хозяйственное Открытие Ивана Мокеева. 1 §14, 15. освоение Забайкалья XVIIIв. 5) 6) Начало горной Открытие золота. промышленности. опыты угледобычи. Петровский завод. Железоделательное Первые 1 §16 1 §17 1 §18 1 §19,20 производство 7) У истоков Хлебопашество. земледелия Забайкалье. в Распространение земледелия по всей территории Восточного Забайкалья. 8) Нерчинск. Хозяйственноадминистративные центры Забайкалья. Роль Нерчинска 9) Рождение Читы в становлении китайских 10) Сретенск 1. Чита: легенды российско- 1 §21 отношениях. о начале 2 §22 Доронинск 1. Читы, основание Читинского острога, первые постройки 11) Цурухайтуевская Читинского острога. Читинская слобода. 1 слобода. Акшинская Проблемы крепость. §23 происхождения названия «Чита», Сретенск, Доронинск. Акшинская и Цурухайтуйская пограничные крепости. 12) Повторение. Урок –путешествие по 2 городам Забайкалья. Тема 4. 1 Забайкалье- край 6 ссылки и каторги. 1) Протопоп Аввакум. Протопоп Аввакум- первый 2 §24 ссыльный в Забайкалье. 2) Семейские в Ссылка Забайкалье. старообрядцев в 1 §25 Забайкалье, как проявление карательной политики правительства в отношении 3) Нерчинская каторга. противников церковной 1 реформы XVII в. Каторжные работы как одна из форм наказания за уголовные и государственные преступления. Нерчинская каторга 4) История родного Александровский Завод. села в XVII-XVIII вв. 2 §26 5 Итоговое обобщение. Итого: 34 часа. 1