СИПР ребенка с интеллектуальными нарушениями

МОУ Куандинская средняя общеобразовательная школа-интернат №4
Утверждаю
Директор МОУ Куандинская СОШИ
№4
Белоусова С. В. ________
Приказ № 270
« 13» сентября 2021

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
учащегося 8 года обучения
учителя
Паровичной Елены Евгеньевны

Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 9 от
« 30» августа 2021г.

2021 – 2022 учебный год

1

1. Индивидуальные сведения о ребёнке.
ФИО ребенка:
Возраст и дата рождения:
Место жительства:
Мать:
Отец:
Год обучения:
Форма обучения: индивидуальная.

2. Структура СИПР.
Содержание

Стр.

1. Индивидуальные сведения о ребёнке

1

2. Структура СИПР

1

3. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося на
начало и на конец учебного года
4. Индивидуальный учебный план

2

5. Базовые учебные действия

4

6. Содержание образования:

4

3

6.1. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов

4

6.2. Внеурочная деятельность

12

7. Программа сотрудничества с семьей

13

8. Перечень необходимых технических средств и дидактических
материалов
9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения

15
16

3.Психолого-педагогическая характеристика на начало учебного года
ФИО обучается индивидуально по специальной индивидуальной программе развития
СИПР для детей инвалидов с умеренной степенью умственной отсталости, с
множественными нарушениями в развитии, на основании коллегиального заключения
территориальной психолого-медико-педагогической комиссии от ____

2

Семья полная, благополучная. Проживают в благоустроенной двухкомнатной
квартире. У ребенка есть отдельная комната, отдельное рабочее место для учебы. Все
члены семьи, очень заботятся о Виктории и заинтересованы в успешном обучении.
Девочка передвигается дома самостоятельно, знает где и что находится,
самостоятельно включает и выключает свет, самостоятельно ходит в туалет, убирает за
собой игрушки, складывает вещи, заправляет постель,
крупная моторика развита
хорошо. Видит плохо, но хорошо ориентируется в пространстве. Наблюдается
гиперсензитивность на громкие резкие звуки, крик (прикрывает уши руками).
Эмоциональное состояние ребенка устойчивое. Иногда наблюдаются перепады
настроения. ______активный, общительный ребенок. Не боится чужих людей, легко
идет на контакт. В течении 8 лет посещает студию эстрадного танца, а также ходит в
театральный кружок. Принимает активное участие в школьных мероприятиях. Агрессия
отсутствует, но может обидеться, если ее обижают. Очень любит заниматься всеми
видами деятельности, усидчива. Умеет выполнять действия по подражанию и образцу, а
также самостоятельно. Знает всех членов семьи, может всех назвать поименно, на свое
имя отзывается. Так как ребенок активно посещает школьные секции, круг общения у
ребенка большой, знает, где находится какой кабинет, знает всех участников студии по
именам, с удовольствием занимается с детьми. Социально ребенок не изолирован.
Активная речь развита слабо. Знает названия отдельных предметов окружающего
мира, их изображения. Знает 12 цветов, 4 из которых обязательные (белый, черный,
красный, розовый, оранжевый, фиолетовый, синий, коричневый, зеленый, желтый,
серый)знает весь алфавит. Узнает и называет геометрические фигуры(круг, треугольник,
квадрат). Словарный запас стал значительно больше, знает очень много имен, начала
говорить словосочетания; чистить зубки, пить чай, идем спать, идем в школу, идем в
магазин, где папа, где мама, хочу в туалет. Слушает и повторяет слова. Срисовывает с
картинки. Умеет накрыть и убрать со стола, моет посуду. Заправляет постель.
Навыки самообслуживания сформированы полностью. Ребенок самостоятельно
ест, умеет пользоваться и ложкой и вилкой, самостоятельно пьет из кружки и убирает со
стола, умеет пользоваться салфеткой. Одевается самостоятельно, но некоторые вещи
одевает с помощью взрослых. Ребенок владеет навыками личной гигиены, утром и
вечером самостоятельно, но под контролем взрослых проводит процедуру утреннего и
вечернего туалета. У девочки появилось новое увлечение, ребенок научился заплетать
косички и ей очень нравится делать прически. Стала уделять больше внимания на
подбор одежды, любит наряжаться.
Задачи обучения:
Развивать словарный запас обучающегося, развивать самостоятельность ребёнка,
ответственность, умение выполнять инструкцию, играть, формировать навыки
самообслуживания, социально-значимые знания.
Приоритетные образовательные предметы:
1. Речь и альтернативная коммуникация.
2. Окружающий мир.
3. Математические представления.
4. Музыка и движение. Искусство (рисование, лепка, аппликация, и т.д)
5. Адаптивная физкультура.
3

6. Ручной труд

4.Индивидуальный учебный план.
Обязательная
предметная
область
Язык и речевая
практика
Математика и
информатика
Окружающий мир
Искусство

Технология
Физическая
культура

Учебные
предметы
Речь и
альтернативная
коммуникация
Математические
представления
Окружающий
мир
Человек
Музыка и
движение
Изобразительная
деятельность
Ручной труд
Адаптивная
физическая
культура

Часть
формируемая
участниками
образовательных
отношений
Групповые занятия
с классом
Внеурочная
деятельность
Психологические коррекционноразвивающие занятия

Время проведения
занятий (индивидуально)
кол-во
2

день недели

1

ВТ

1

СР.

1
0,5

ПТ

0,5

ЧТ.

1
1

пт

ПН, ЧТ.

СР.

ВТ.

0

Ср.

1

Обязательная аудиторная нагрузка
8ч
Другая внеурочная Познай себя
деятельность
Танцевальная
6ч
студия
Театральная
студия
Самостоятельная
Личная гигиена,
19ч
работа с
социальнородителями/лицами бытовая
их заменяющими
ориентировка

4

Ф.И.О.
учителя

Предельно
допустимая
нагрузка при
5дневной рабочей
неделе

33ч

5. Базовые учебные действия
Содержание
Формирование базовых учебных действий
- направленность взгляда:
 на говорящего взрослого
 на задание
- выполнение инструкций педагога:
 «Возьми»
 «Посмотри на меня»
 «Покажи»
- использование по назначению учебных материалов
- выполнение действия
 по подражанию
 по образцу
 по инструкции
- выполнение задания от начала до конца
Коррекция поведенческих проблем
- коррекция негативизма
- коррекция агрессии

6. Содержание образования
6.1. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов.
Содержание
Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация
Коммуникация
Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом,
коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими)
речь устройствами (персональным компьютером).
Установление контакта
- обращение по имени к собеседнику
- приветствие собеседника в ответ на его приветствие:
 жестом (помахать рукой из стороны в сторону)
 словом «Привет»
Поддержание контакта
5

- выражение своих желаний («отдай»)
- выражение просьбы о помощи («Помоги»)
- выражение согласия:
жестом (кивок головы)
словом («Да»)
- выражение несогласия:
жестом (покачать головой из стороны в сторону)
словом («Нет»)
Завершение контакта
- прощание с собеседником:
 жестом (помахать рукой)
 словом («Пока»)
Развитие речи
 Узнавание и различение образов графем (букв).
 Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
Устная речь. Пополнение словарного запаса, составление предложений.
Импрессивная речь
- понимание имен:
 педагога
 мамы, членов семьи. Использование методики глобального чтения.
- понимание названий предметов по темам:
«Семья»
«Игрушки»
«Овощи»
«Фрукты»
«Одежда», «Времена года», «Распорядок дня».
- понимание названий действий
- понимание простых нераспространенных предложений (Девочка сидит. Он спит.
Рассказ по картинке, с использованием методики глобального чтения) Чтение по
слогам. Активная работа на нейротренажерах; печатный алфавит, умная восьмерка,
клевер, межполушарные доски, бизиматрицы, МайнБрайн, Фанни Флэкс, ножные и
ручные балансиры. Артикуляционная гимнастика для запуска речи.
Экспрессивная речь
- употребление отдельных звуков (а, у и др.)
- употребление звукоподражаний животным
- употребление простых слов (дай и др.)
- называние своего имени, имен членов семьи, умение ответить на вопрос «Как тебя
зовут, как зовут маму? И т.д. умение поддержать диалог.
- употребление простых просьб
(«Вика дай мне» или «Вика закрой дверь».)
Математические представления
Количественные представления
- нахождение одинаковых объектов:
 предметов
 изображений
- различение множеств
 один
 много
 пусто. Счет от 1 до 25. Знание каждой цифры и умение найти и назвать цифру.
6

Выполнение просьбы(«Дай мне цифру 1») и т.д.
Пространственные представления
- составление упорядоченного ряда из однородных предметов
- составление предмета (изображения):
 складывание пазлов из 60 элементов
Представления о форме
- группировка предметов по форме
-различение предметов по форме
 круг
 квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб. Работа с логическими рядами:
цветовые, цифровые, предметные, буквенные, смешанные.
- соотнесение объемных форм с геометрическими фигурами
Представления о величине
- группировка предметов по величине. Работа с сенсорными коробочками.
-различение предметов по величине
 большой
 маленький.
 Работа с сенсорной коробочкой.
Окружающий природный мир
Животный мир
- различение диких животных:
 лиса
 заяц
 волк
 медведь, работа с дидактическим материалом и с демонстрационными картами.
 Просмотр видео программ.
 Составление рассказа по картинке.
- различение домашних животных:
 корова, коза,
 свинья
 лошадь
 кот
 собака
Растительный мир
- различение отдельных фруктов:
 яблоко
 груша
 банан
 лимон
 апельсин, слива, ягода, арбуз, дыня, персик.
- различение отдельных овощей:
 помидор
 огурец
 капуста
 морковь
 картофель
7

 лук, кабачок, баклажан,
Человек
Самообслуживание
Прием пищи
- еда вилкой и ложкой, пользование салфетками, питье из стакана. Уборка посуды
после приема пищи, мытье посуды, уборка продуктов питания после приема пищи и
уборка стола. Расставление посуды по полкам и шкафам.
Обращение с одеждой и обувью
Раздевание
- самостоятельно одеваться и раздеваться. Складывать свои вещи по местам.
- расстегивание:
 молнии
 кнопок
Одевание
- застегивание:
 липучек
 молнии, кнопок
- надевание предмета одежды:
 шапка
 свитер
 футболка, брюки, колготы и носки.
Туалет
- сообщение о желании сходить в туалет
- пользование туалетной бумагой и смывание после использования туалета.
Включение и выключение света в туалете. Мытье рук после посещения туалета.
Гигиена тела
Уход за полостью рта
- чистка зубов
- полоскание полости рта
- соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости
рта:
 открывание тюбика с зубной пастой
 намачивание щетки
 выдавливание зубной пасты на зубную щетку
 чистка зубов
 полоскание рта
 мытье щетки
 закрывание тюбика с зубной пастой
8

Уход за волосами
- расчесывание волос. Игра «Я маленькая модница» умение обращаться с расческой,
заколками, резинками для волос и т.д. заплетание кос, создание причесок.
Представление о себе
- различение частей тела:
 рука
 нога
 спина
 живот
 голова
 шея
 волосы
- различение частей лица:
 нос
 уши
 щека
 рот
 глаза
 брови
 зубы
 язык
Музыка и движение
- узнавание музыкальных инструментов по звучанию:
 барабан
 маракас
 бубенцы
 бубен
- различение тихого и громкого звучания музыки
Игра на музыкальных инструментах
- освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд:
 барабан
 маракас
- передача тихого и громкого звучания игрой на музыкальном инструменте:
 барабан
 маракас
Движение под музыку
- выполнение отдельных танцевальных движений под музыку:
 топанье
 хлопанье
 покачивание с одной ноги на другую
 прыганье
 кружение
 приседание и начальная акробатика.
- выполнение под музыку действий с предметами (платок, погремушка)
9

- соблюдение последовательности простейших танцевальных движений
- ведение хоровода, выполнение танцевальных комбинаций, слушание музыки, умение
работать и общаться в детском коллективе, танцы с элементами гимнастики.
Изобразительная деятельность
Рисование
Приемы работы с карандашом
Рисование основных элементов
- рисование точек
- соединение точек
- рисование линий
 вертикальных
 горизонтальных
Предметное рисование
- рисование контура предмета:
 по контурным линиям
 по опорным точкам
Выполнение работы в контуре
- закрашивание внутри контура, работа с трафаретами (животные, одежда, буквы и
цифры, геометрические фигуры). Рисование человека, цветов, животных, работа с
детскими раскрасками, рисование ладошками, рисование на шарах, пальчиковое
рисование.
Лепка и ручной труд
Подготовка материала к работе
- разминание материала
Деление на части
- отрывание куска материала от целого куска
- откручивание куска материала от целого куска
Придание формы
- катание шарика
- катание колбаски
- выдавливание формы формочками
Видоизменение формы
- сгибание колбаски в кольцо, работа с рисованными шаблонами, изготовление
рисунка по цветам, составление простых геометрических фигур и форм (солнышко,
цветок, тучка и т.д.) при работе с пластилином внимание ребенка уделяется на
зрительное восприятие узнавание цветов.
Аппликация
Работа с бумагой
- сминание бумаги
- разрывание бумаги
Работа с клеем
- намазывание всей поверхности клеем, склеивание двух и более частей.
Составление аппликации
- сборка изображения объекта из нескольких деталей. Работа с цифровой
аппликацией, составление аппликации со стразами, работа с песочными
аппликациями.
Физическая подготовка
10

Построение и перестроение
- принятие основной стойки для построения и перестроения
- ходьба на носках
- ходьба на пятках
- приставной шаг и бег
Общеразвивающие упражнения
- вдох и выдох через рот
- вдох и выдох через нос
- сжимание и разжимание кистей рук
- одновременное сгибание в кулак пальцев на одной руке, разгибание на другой
- круговые движения кистью
- движения руками в разных направлениях в положении «стоя»
- круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам»
- наклоны головы вперед, назад, в стороны, повороты и круговые движения.
- наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук и в положении «руки
на затылок», вверх, в стороны.
- наклоны туловища вперед, назад, в стороны
- ходьба с высоким подниманием колен вверх
- полуприсед
- поднимание на носках в положении «стоя»
- комплекс упражнений на укрепление мышечного корсета спины. Работа на
тренажерах. Упражнения на доске Бильгоу. Упражнения на координационной
лестнице. Занятия на иппотренажере. Упражнения на равновесие на полусфере.
Партерная гимнастика, комплекс упражнений на фитболе и коврике. Силовой тренинг
и на выносливость.
- ходьба:
 по доске, положенной на пол
 ходьба по гимнастической скамейке
 ходьба по ортопедическим коврикам. На балансировочной дорожке.
- прыжки на двух ногах:
 на месте
 с продвижением вперед
 прыжки с перекрещиванием ног.
 С высоким поднятием колена.
 Прыжки с одновременным разведением в стороны рук и ног.
- стойка у вертикальной плоскости в правильной осанке
- ходьба по кругу, взявшись за руки
- ходьба в умеренном темпе
- спокойный бег с правильной координацией движений
- ползание:
 на четвереньках
 на животе
- лазание по гимнастической стенке:
 вверх
 вниз
- броски мяча двумя руками:
 вверх
 о пол
11

- ловля мяча двумя руками
- передача в шеренге:
 мяча
 гимнастической палки
Спортивные и подвижные игры
- соблюдение правил игры «Выше ноги от земли»:
 бег вокруг батута
 запрыгивание на батут
 игровые эстафеты.
- соблюдение правил игры «Строим дом»:
 соблюдение очередности при переносе модулей
 составление «башни»

6.2. Внеурочная деятельность.
Название
мероприятия

Планируемая деятельность
ребенка в мероприятии

Обучение в студии
эстрадного танца, в
театральной студии

Участие ребенка в
мероприятии

Выступление на школьных
мероприятиях и открытых
уроках, выступление на
отчетном концерте и участие
в фестивалях.
«День матери»
Выступление на концерте с
номером «Тучка виновата»
районный фестиваль Выступала в основном
и отчетный концерт. составе младшей группы с
номерами «Песенка про
следы» и «Кто такие
фиксики», Танец
«Буратино», «Коротышки»,
«Вытворяшки»,
«Барбарики», «
Сладкоежки», « Круче всех»,
« Остров невезения»,
«Пираты». « Черепашки
ниндзя», «Мамочка»
Спектакль «Щелкунчик и
мышиный король»

Выступает на всех концертах
в составе танцевальной
группы.

«Новый год»

присутствие на
мероприятии, принимали
участие с классом.

Участие в конкурсах

Спортивный
праздник «Мама,
папа, я спортивная

присутствие на мероприятии

12

Выступала в общем составе
группы.
2018 год участие в
международном конкурсефестивале «Наше время»,
лауреат 3 степени.
Группа принимала участие в
фестивалях и занимала
призовые места.

семья»
Театральный кружок Участница коллектива

Участие в районном
фестивале «Театральный
глобус».

Торжественная
присутствие на мероприятии
линейка по
окончанию учебного
года
Прогулки на улице
экскурсия в лес, по улице,
игры на свежем воздухе.

7. Программа сотрудничества с семьей
Задачи
Повышение осведомленности
родителей об особенностях
развития и специфических
образовательных потребностях
ребенка
обеспечение участия семьи в
разработке и реализации СИПР,
единства требований к
обучающемуся в семье и со
стороны учителя

организация регулярного обмена
информацией о ребенке, о ходе
реализации СИПР и результатах ее
освоения

организация участия родителей во
внеурочных мероприятиях












Мероприятия
индивидуальные консультации родителей
со специалистами (по запросу родителей)
индивидуальные консультации родителей
по темам: «Реализация СИПР в домашних
условиях », «Кинестетическое развитие
ребенка»
участие родителей в разработке СИПР
присутствие родителей на
уроках/занятиях;
консультирование родителей по вопросам
обучения ребенка в домашних условиях,
выбор единых подходов и приемов
работы;
домашнее визитирование
информирование электронными
средствами;
личные встречи, беседы, участие в
разработке и составление специальной
индивидуальной программы развития,
законный представитель ребенка
инвалида имеет право ознакомится с
программой развития и при желании
совместно с педагогом провести
необходимую коррекцию индивидуально
для своего ребенка.

 привлечение родителей к планированию,
разработке и реализации мероприятий,
совместное участие в мероприятиях.
13



8. Перечень необходимых технических средств и
дидактических материалов.
 Игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов,
различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели.
 Гимнастические мячи разного диаметра, коврики, обручи, скакалки,
гимнастические палки, кегли для игры.
 Тесто, пластилин, пальчиковые краски, крупы, природный материал (листья,
шишки)
 Музыкальные игрушки, аудиозаписи, видео.
 Набор предметов для группировки по цвету, форме и величине, вкладыши по
форме и величине, геометрическое и цветовое домино, геометрическое лото,
матрешка, пирамидка, счетный материал, разрезные картинки для составления
изображения из 2-3 частей, пазлы макси из 16 деталей,
 Наглядный и дидактический материал по темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды»,
«Дикие и домашние животные», «Грибы», «Птицы», «Рыбы», «Насекомые»,
«Времена года», «Объекты и явления природы», распорядок дня, «Транспорт»,
«Посуда», «Одежда и обувь», «Мебель», «Бытовая техника», «Профессии»,
«Музыкальные инструменты». Прописи для дошкольников, спец тренажеры для
зрения, наборы цветной бумаги, трафареты, наборы для творчества, песок для
работы с мелкой моторикой, конструкторы, вкладыши, дублирующие карточки,
мозаика, конструктор, цветные пирамиды, шнуровка, логические кубы и др.
логические игры, наборы посуды (детской), раскраски, книжки 3д, детские
наборы животных, муз азбука, набор цифр и букв, декоративный материал для
работы с мелкой моторикой( маленькие игрушки, бусы, камешки, коробочки,
пуговицы и т.д.) Нейротренажеры; печатный алфавит, прописной алфавит,
межполушарные доски, световые планшеты, бизиматрицы, для мелкой моторики
Фанни Флэкс, доска Бильгоу, ножной балансир, ручной нейротренажер, комплекс
Майн Брайн, умные мячи прыгуны, нейроскутер, иппотренажер, сенсорные
коробочки.
 Инструменты и материалы для изобразительной деятельности: краски, кисточки,
стаканчик «непроливайка», альбом для рисования, цветные карандаши
треугольного сечения, цветная бумага, цветной картон, клей, войлочный коврик,
пластилин, доска для лепки, влажные салфетки, фартук для рисования, формы
для лепки.
 кабинет, где проводятся занятия оснащен спортивным инвентарем: мячи,
нейротренажеры, ортопедические коврики, спортивные тоннели, тактильные
шары, профессиональные спортивные тренажеры, координационные лестницы,
канат, полусфера, мячи утяжелители, цветовые разметочные фишки, конусы,
нейроскакалки, мягкий модульный конструктор, обручи, скакалки и мн.др. А так
же, есть много специального дидактического материала, наглядные пособия,
бизиборды и бизидомики, логические кубики, тренажеры для запуска речи,
14

различный счетный материал, игры вкладыши для развития мелкой моторики и
мн.др. В кабинете имеется телевизор, компьютер, музыкальная аппаратура.

9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Условные обозначения
Уровни освоения (выполнения) действий / операций
1. Пассивное участие / соучастие.
- действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с
ним).
2. Активное участие.
действие выполняется ребёнком:
- со значительной помощью взрослого
- с частичной помощью взрослого
- по последовательной инструкции (изображения или вербально)
- по подражанию или по образцу
- самостоятельно с ошибками
- самостоятельно
Сформированность представлений
1. Представление отсутствует
2. Не выявить наличие представлений
3. Представление на уровне:
- использования по прямой подсказке
- использование с косвенной подсказкой (изображение)
- самостоятельное использование

Подписи:
Учитель:

Родители:

15

+;_
зп
чп
пи
по
со
с

н
пп
кп
с


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».