Муниципальное общеобразовательное учреждение Куандинская средняя общеобразовательная школа-интернат №4 Утверждена Педагогическим советом Протокол № 5 от 01.02. 2019 года Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования обучающихся МОУ Куандинская СОШИ №4 (срок реализации 5 лет) 1 1. Целевой раздел Содержание 1.1 Пояснительная записка стр.3-4 1.2. Концептуальная основа дополнительного образования школы стр.5-7 1.3. Цели и задачи развития дополнительного образования детей стр.8 1.4. Принципы развития дополнительного образования детей 1.5. Основные механизмы реализации программы стр.8-9 стр.9-10 1.6. Адресность образовательной программы дополнительного образования 2. Содержательный раздел стр.10-11 2.1. Рабочие образовательные программы дополнительного образования детей 2.2. Аннотации к рабочим программам 3. Организационный раздел стр.12-14 стр.15 3.1. Учебный план дополнительного образования стр.16 3.2. Календарный учебный график стр.16 3.3. Методическое сопровождение и повышение профессионального уровня педагога дополнительного образования стр.16 3.4. Используемые и необходимые ресурсы программы стр.17-18 3.5. Основные организационные мероприятия по реализации программы стр.19 3.6. Взаимодействие с социокультурными учреждениями стр.19 3.7. Ожидаемые результаты программы стр.19-21 3.8. Список литературы стр.22 2 1.1. Пояснительная записка Образовательное учреждение осуществляет образовательную деятельность в интересах личности ребенка, общества и государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможность удовлетворения воспитанника в самообразовании и получении дополнительного образования. В сфере дополнительного образования ребёнок может реализовать своё личностное право на свободный выбор цели, освоить способность к позитивному целеполаганию, умению достигать целей своего жизненного предназначения. Свободный выбор ребёнка есть существенный признак дополнительного образования поэтому, в широком смысле слова, дополнительное образование – это образование целевого выбора. Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает содержательную составляющую Основной Образовательной Программы Начального Общего Образования, Основного Общего Образования, Среднего Общего Образования МОУ Куандинская СОШИ № 4 и способствует практическому приложению умений и навыков детей, полученных в общеобразовательном учреждении, стимулирует их познавательную мотивацию, развивает творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу. Для системной и качественной реализации дополнительного образования в школе разработана образовательная программа дополнительного образования далее (Программа). В Программе отражены цели и задачи, направленные на развитие системы дополнительного образования в школе, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию. Конечным результатом реализации программы должна стать вариативная система дополнительного образования, которая будет создавать условия для свободного развития личности каждого ученика школы. Реализация содержания программы осуществляется педагогами дополнительного образования. В школе дополнительные общеразвивающие программы реализуются как в учреждении, так и с привлечением сетевого содружества центров дополнительного образования города на базе школы. Нормативной базой разработки Программы являются: -Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»; -Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г. № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»; -СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения»; -СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях»; 3 -СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». - Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»; - Приказ Министерства образования от 29.08.2013г. №1008г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» - Конституция РФ. Основной Закон Российского государства (12.12.1993) - Трудовой кодекс РФ. - Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, Санитарно-эпидемиологические правила – СанПиН 2.4.2. 1178-02; - Устав муниципального общеобразовательного учреждения Куандинская средняя общеобразовательная школа -интернат № 4; - Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844; -Положение о рабочей программе муниципального общеобразовательного учреждения Куандинская средняя общеобразовательная школа -интернат № 4; -Образовательная программа дополнительного образования позволяет обеспечить удовлетворение образовательных запросов родителей, чьи дети посещают образовательное учреждение. -Программа является документом, открытым для внесения изменений и дополнений. Корректировка программы может осуществляться ежегодно в соответствии с изменениями в законодательстве в области образования. Важнейшие целевые индикаторы и показатели эффективности программы результаты участия в городских, окружных, школьных конкурсах, выставках, соревнованиях и других мероприятиях. 4 1.2. Концептуальная основа дополнительного образования детей В ситуации перехода Российской Федерации от индустриального к постиндустриальному информационному обществу нарастают вызовы системе образования и социализации человека. Все острее встает задача общественного понимания необходимости дополнительного образования как открытого вариативного образования и его миссии наиболее полного обеспечения права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков. Актуальной становится такая организация образования, которая обеспечивала бы способность человека включаться в общественные и экономические процессы. Конкурентные преимущества дополнительного образования в сравнении с другими видами формального образования проявляются в следующих его характеристиках: -свободный личностный выбор деятельности, определяющей индивидуальное развитие человека; -вариативность содержания и форм организации образовательного процесса; -доступность глобального знания и информации для каждого; адаптивность к возникающим изменениям. Анализ этих характеристик позволяет осознать ценностный статус дополнительного образования как уникальной и конкурентоспособной социальной практики наращивания мотивационного потенциала личности и инновационного потенциала общества. Ключевая социокультурная роль дополнительного образования состоит в том, что мотивация внутренней активности саморазвития детской и подростковой субкультуры становится задачей всего общества, а не отдельных организационно-управленческих институтов: детского сада, школы, техникума или вуза. Именно в XXI веке приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа. Концепция развития дополнительного образования детей направлена на воплощение в жизнь миссии дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства. 5 Общественное признание ценностного статуса дополнительного образования детей и его миссии позволит реализовать меры государственной политики, заложенные в указах Президента Российской Федерации. В постиндустриальном обществе, где решены задачи удовлетворения базовых потребностей человека, на передний план выдвигаются ценности самовыражения, личностного роста и гражданской солидарности, это означает переход от задачи обеспечения доступности и обязательности общего, "массового" образования к задаче проектирования пространства персонального образования для самореализации личности. Образование становится не только средством освоения всеобщих норм, культурных образцов и интеграции в социум, но создает возможности для реализации фундаментального вектора процесса развития человека, поиска и обретения человеком самого себя. Такое образование принципиально расширяет возможности человека, предлагая большую свободу выбора, чтобы каждый мог определять для себя цели и стратегии индивидуального развития. Оно направленно на обеспечение персонального жизнетворчества обучающихся в контексте позитивной социализации как здесь и сейчас, так и на перспективу в плане их социально-профессионального самоопределения, реализации личных жизненных замыслов и притязаний. В дополнительном образовании детей познавательная активность личности выходит за рамки собственно образовательной среды в сферу самых разнообразных социальных практик. Становясь членами высоко мотивированных детско-взрослых образовательных сообществ, дети и подростки получают широкий социальный опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности. В этих условиях дополнительное образование осознается не как подготовка к жизни или освоение основ профессии, а становится суть основой непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности. Пронизывая уровни начального, основного, среднего образования дополнительное образование становится для взрослеющей личности смысловым социокультурным стержнем, ключевой характеристикой которого является познание через творчество, игру, труд и исследовательскую активность. Персонализация дополнительного образования усиливает его преимущества посредством актуализации следующих аспектов: -участие в вариативных развивающих образовательных программах на основе добровольного выбора детей (семей) в соответствии с их интересами, склонностями и ценностями; -возможность выбора режима и темпа освоения образовательных программ, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий (что имеет особое значение применительно к одаренным детям, детям с ограниченными возможностями здоровья); 6 -право на пробы и ошибки, возможность смены образовательных программ, педагогов и организаций; -неформализованность содержания образования, организации образовательной деятельности; -вариативный характер оценки образовательных результатов; тесная связь с практикой, ориентация на создание конкретного персонального продукта и его публичную презентацию; -возможность на практике применить полученные знания и навыки; -разновозрастный характер объединений; -возможность выбрать себе педагога, наставника, тренера. Важной отличительной чертой дополнительного образования детей также является открытость, которая проявляется в следующих аспектах: -нацеленность на взаимодействие с социально-профессиональными и культурнодосуговыми общностями взрослых и сверстников, занимающихся тем же или близким видом деятельности; -возможность для педагогов и обучающихся включать в образовательную деятельность актуальные явления социокультурной реальности, опыт их проживания и рефлексии; -благоприятные условия для генерирования и реализации общественных как детских (подростковых), так и взрослых инициатив, и проектов, в том числе развития волонтерства и социального предпринимательства. Дополнительное образование детей является важным фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе посредством создания условий для успешности каждого ребенка независимо от места жительства и социальноэкономического статуса семей. Оно выполняет функции "социального лифта" для значительной части детей, которая не получает необходимого объема или качества образовательных ресурсов в семье и общеобразовательных организациях, компенсируя, таким образом, их недостатки, или предоставляет альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений детей, в том числе таких категорий, как дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. В условиях информационной социализации дополнительное образование детей инструмент формирования ценностей, мировоззрения, гражданской идентичности подрастающего поколения, адаптивности к темпам социальных и технологических перемен. 7 1.3. Цели и задачи развития дополнительного образования детей Целями образовательной программы дополнительного образования детей являются: -обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию; -расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования; -развитие инновационного потенциала общества. Для достижения целей Концепции необходимо решить следующие задачи: -развитие дополнительного образования как ресурса мотивации личности к познанию, творчеству, труду, искусству и спорту; -проектирование мотивирующих образовательных сред как необходимого условия "социальной ситуации развития" подрастающих поколений; -интеграция дополнительного и начального, общего, среднего образования, направленная на расширение вариативности и индивидуализации образовательной деятельности в целом; -разработка инструментов оценки достижений детей и подростков, способствующих росту их самооценки и познавательных интересов в общем и дополнительном образовании, диагностика мотивации достижений личности; -повышение вариативности, качества и доступности дополнительного образования для каждого; -обновление содержания дополнительного образования детей в соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества; -обеспечение условий для доступа каждого к глобальным знаниям и технологиям; -развитие материально-технической базы школы для занятий детей в объединениях дополнительного образования. 1.4. Принципы развития дополнительного образования детей Развитие дополнительного образования детей и эффективное использование его потенциала предполагает следующие инновационные инструменты регулирования и управления развитием дополнительного образования детей, сохраняющие фундаментальную для него свободу и неформализованность, основывающиеся на принципах общественно партнерства в целях мотивирования, вовлечения и поддержки участников образовательных отношений: -социальная гарантия на качественное и безопасное дополнительное образование детей; -расширение вовлеченности детей в дополнительное образование, включая стимулирование и поддержку семей; -развитие личностного и профессионального самоопределения детей и подростков в различных видах конструктивной и личностнообразующей деятельности; 8 -расширение спектра дополнительных общеразвивающих программ разной направленности; -расширение социальной и академической мобильности детей и подростков через дополнительное образование; -психологопедагогическое проектированию образовательных сред, стимулирования детей к познанию, творчеству. ; -предоставление возможностей различных организаций, осуществляющих образовательную деятельность (научных организаций, организаций культуры, спорта, здравоохранения и бизнеса) реализации дополнительного образования детей и подростков (библиотеки, музеи, театры, выставки, дома культуры, клубы, детские больницы, научно-исследовательские институты, университеты, торговые и промышленные комплексы); -преемственности и непрерывности дополнительного образования, обеспечивающий возможность продолжения образовательных траекторий на всех возрастных этапах. Проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных программ должны строиться на следующих основаниях: -свобода выбора образовательных программ и режима их освоения; соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей; -вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ; разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ; модульность содержания образовательных программ, возможность взаимозачета результатов; -ориентация на метапредметные и личностные результаты образования; -творческий и продуктивный характер образовательных программ; открытый и сетевой характер реализации. 1.5. Основные механизмы развития дополнительного образования детей Основными механизмами развития дополнительного образования детей являются: - формирование в средствах массовой информации имиджа дополнительного образования в школе, соответствующего ценностному статусу дополнительного образования в современном информационном гражданском обществе; - межведомственная интеграция ресурсов, в том числе организация сетевого взаимодействия образовательных организаций города; - партнерство школы и семьи; - открытый общественный характер управления программой дополнительного образования детей, реализуемый через механизмы участия общественности, 9 экспертного и профессионального сообщества в принятии решений о поддержке тех или иных программ и проектов дополнительного образования, в контроле качества реализации программ; - создание конкурентной среды, стимулирующей обновление содержания и повышение качества услуг; - управление качеством услуг дополнительного образования детей посредством оценки качества образования и саморегулирования; - мотивация свободы выбора и построения образовательной траектории участников образовательных отношений; - учет личных достижений детей в различных дополнительных общеобразовательных программах (включая программы внеурочной деятельности), основывающаяся на едином открытом формате электронного портфолио и его представления на портале, с соблюдением всех требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных; - информационная открытость, обеспечение доступа граждан к полной и объективной информации о качестве дополнительных общеобразовательных программ, образовательных результатах и о результатах общественной экспертизы этих программ; - поддержка образовательных программ, ориентированных на группы детей, требующих особого внимания государства и общества (дети из группы социального риска, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети из семей с низким социально-экономическим статусом); - поиск и поддержка талантов, как основа для профессионального самоопределения, ориентации и мотивации подростков и молодежи к участию в инновационной деятельности в сфере высоких технологий и промышленного производства; - опора на инициативы детей и семьи, использование ресурсов семейных сообществ, позитивного потенциала подростковых и молодежных субкультурных сообществ. 1.6. Адресность основной образовательной программы дополнительного общеразвивающего образования С учетом территориального расположения образовательного учреждения МОУ Куандинская СОШИ №4 и особенностей сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования района, образовательная программа дополнительного образования ориентирована на удовлетворение, как желаний родителей (законных представителей детей), так детей, посещающих образовательное учреждение. Программа предназначена для детей в возрасте от 6 до 18 лет в их свободное (внеучебное) время. Прием обучающихся в объединения дополнительного образования детей осуществляется на основе свободного выбора детьми 10 дополнительных общеразвивающих программ. Деятельность по организации дополнительного образования детей осуществляется на основе дополнительной общеразвивающей программы, рабочих дополнительных общеразвивающих программ и учебно-тематических планов педагогов дополнительного образования. Учебный год в объединениях дополнительного образовании детей начинается 1 сентября и заканчивается 25 мая текущего года, включая каникулярное время, регламентируется учебным планом, расписанием занятий объединений, календарным учебным графиком. Деятельность обучающихся может осуществляться в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам (клубы, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, группы, секции, кружки, театры и другие), а также индивидуально. Численный состав и продолжительность учебных занятий зависят от направленности дополнительных общеразвивающих программ и требований СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения», СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях», СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». 11 2. Целевой раздел. 2.1. Рабочие образовательные программы дополнительного образования детей Реализация образовательной программы дополнительного образования предусматривает реализацию рабочих дополнительных общеразвивающих программ педагогов дополнительного образования. Содержание программ является средством оптимального достижения поставленных целей при условии гарантий прав участников образовательных отношений. В дополнительном образовании детей могут быть реализованы программы дополнительного образования различного уровня: начального, основного, среднего образования по следующим направленностям: - техническая; - физкультурно-спортивная; - художественная; - туристско-краеведческая; - социально-педагогическая; - естественнонаучная. Содержание образовательных программ дополнительного образования детей разработано на основе: - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г. № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»; - СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения»; - СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях»; - СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». Вся система работы дополнительного образования в МОУ Куандинская СОШИ № 4 направлена на формирование у обучающихся способностей, интересов и умений, необходимых для успешного функционирования в обществе, в раскрытии их индивидуально-творческого потенциала, в формировании позитивного отношения к себе и к окружающей действительности. Каждая из программ –это документ, отражающий педагогическую концепцию в соответствии с заявленными целями деятельности, с учётом условий, методов и технологий достижения целей, а также предполагаемого результата. Программа 12 раскрывает структуру организации, последовательность осуществления, информационное, технологическое и ресурсное обеспечение образовательного процесса, является индивидуальным образовательным маршрутом личности, содержащим возможности выхода на определенный уровень образованности и решению задач приоритетного направления школы. Рабочие программы дополнительного общеразвивающего образования предназначены для работы с детьми от 6 до 18 лет и направлены на формирование культуры творческой личности. Программы отличаются большим разнообразием тем и оригинальным подходом к их раскрытию. Рабочие образовательные программы дополнительного образования детей (Приложение1) : 2.2. Аннотация к программам дополнительного образования детей Название программы «Вектор» Краткое содержание программы Программа разработана для учащихся 10-18 лет. Составлена на 3 года. Количество часов – 175. Программа предусматривает применение полученных знаний и умений обучающими в технике и практике туризма, ориентации на местности, оказание первой медицинской помощи. Цель программы: подготовка юных туристов широкого профиля, обладающих необходимым комплексом знаний, умений, навыков для активного участия в организации и проведении туристических походов, а также эффективно использовать приобретенные навыки в экстремальных ситуациях. Перспектива (прежде всего для детей коренной национальности) становления этих навыков профессиональной основой для своей будущей работы. «Рукодельница» Программа разработана для учащихся 3-9классов. Срок реализации 1 год . Количество часов – 122. Цель программы: Создание условий для развития мотивации детей на творчество через увлечение модной индустрией, конструирования и технологии изготовления одежды «Азбука танца» «Волейбол» посредством моделирования, Программа разработана для учащихся 1-11 классов. Срок реализации 3 год . Количество часов – 306. Цель программы: приобщить детей к танцевальному искусству, способствовать эстетическому и нравственному развитию дошкольников. Привить детям основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее многообразие и красоту. Выявить и раскрыть творческие способности дошкольника посредством хореографического искусства. Программа составлена для обучающихся 11-17 лет. Срок реализации 3 года. Количество часов – 432. Программа имеет блочный принцип и состоит из отдельных разделов. Программа по волейболу позволяет последовательно решать задачи физического воспитания школьников, формируя у учащихся целостное представление о физической культуре, ее возможностях в повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья, а главное - воспитывать личность, способную к самостоятельной, творческой деятельности. 13 «Клуб будущего защитника Отечества» Программа разработана для учащихся 10-18 лет. Срок реализации – 1 лет. Программа состоит из 4 блоков: «Огневая подготовка», «Основы первой медецинской помощи», «Строевая подготовка», «Военно-исторические знания», «Начальная военная подготовка». Общее количество часов – 120.. Цель программы: создание наиболее благоприятных условий для формирования и развития личности, обладающей качествами гражданина, патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. «Страна мастеров» Программа составлена для обучающихся 7-13 лет. Срок реализации 3 года. Количество часов – 367. Цель программы: активизация художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время. 14 3. Организационный раздел. 3.1. Учебный план. Учебный план и расписание ДО обучающихся в МОУ Куандинская СОШИ № 4 составлены с учётом современных требований, направленных на совершенствование учебного процесса в условиях модернизации Российского образования, на основе нормативно-правовых документов, регламентирующих реализацию учебного плана дополнительного образования детей в МОУ Куандинская СОШИ № 4: 1.Закона РФ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2.Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 24апреля 2015г. № 729-р. 3. Устава школы. 4. Санитарно – эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.4.317214). 5. Положения об организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам в МОУ Куандинская СОШИ № 4. 6. Учебный план отражает цели, задачи, содержание дополнительного образования, а также интересы обучающихся и родителей. Цель дополнительного образования – создание условий для формирования образовательной среды, которая поможет обеспечить каждому обучающемуся доступное, отвечающее его запросам, качественное дополнительное образование на основе эффективных личностно-ориентированных педагогических технологий, развитию социальной активности и реализации творческого потенциала обучающихся, сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса. Учебный план отражает направленность общеразвивающих программ, образовательную область и объём учебной нагрузки. Направленности выбраны с учетом имеющихся педагогических кадров, материально – технических возможностей учреждения, запросов обучающихся, их родителей. Дополнительное образование в школе реализуется на бесплатной основе. Количество ставок – 6, в количестве 162 часа. Учебный план составлен из расчёта 34 учебных недель. Занятия по дополнительному образованию начинаются с 1 сентября и заканчиваются 25 мая. Учебный план дополнительного образования детей школы имеет необходимое кадровое, методическое и материально-техническое обеспечение. Реализация образовательных программ обеспечена учебно-методической литературой, дидактическими материалами, ТСО, кабинетами ОБЖ, технологии, информатики, музыки, ИЗО, большим и малым спортивными залами, актовым залом, мастерскими. Формы осуществления образовательного процесса в рамках дополнительного образования – объединения (клуб, секция, студия кружок). 15 3.2. Календарный учебный график (Приложение №2: календарный учебный график) Количество ставок – 6, в количестве 162 часа. Учебный план составлен из расчёта 34 учебных недель. Занятия по дополнительному образованию начинаются с 1 сентября и заканчиваются 25 мая. Продолжительность занятий педагогов – 40 минут, 10 минутный перерыв для отдыха. Между занятиями общеобразовательных дисциплин и посещением кружков и секций предусмотрен перерыв 1 час. Секции и кружки разновозрастные. Наполняемость групп соответствует оптимальным и допустимым нормам от 8 до 23 человек в группе, минимальный возраст зачисления детей соответствует норме. 3.3. Методическое сопровождение и повышение профессионального уровня педагога дополнительного образования. Категорийный состав педагогов дополнительного образования. Высшая кв. категория Первая кв. категория Без категорий 2 2 6 Всего педагогов 10 Содержание методической деятельности: 1.Организация системы повышения квалификации педагогов. 2.Участие в семинарах, конкурсах, конференциях. 3.Оказание педагогам ДО информационной, консультативно-методической помощи через методические семинары. Содержание Месяц Ответственные 1. Консультации по составлению рабочих дополнительных общеразвивающих программ, календарно-тематического плана. Сентябрь Зам. директора по ВР 2. Экспертиза рабочих программ педагогов дополнительного образования. Сентябрь Зам. директора по ВР 16 3. Оказание методической помощи в подготовке открытых занятий, выставок, конкурсов, концертов. В течение года Зам. директора по ВР 4. Консультации по работе над методической темой педагогам дополнительного образования. В течение года Зам. директора по ВР 5.Посещения занятий педагогов дополнительного образования с последующим анализом и самоанализом. В течение года Зам. директора по ВР 3.4. Используемые и необходимые ресурсы Научно-методическое обеспечение программы - Научно-методические рекомендации по организации и мониторингу внеучебной деятельности. - Рабочие программы дополнительного общеразвивающего образования в соответствии с направленностями и видами внеучебной деятельности. - Публицистическая литература. Периодическая литература (журналы, газеты) -Методическое обеспечение каждой общеразвивающей программы (диагностические методики, конспекты занятий, разнообразный дидактический материал к занятиям); - Сценарии досуговых мероприятий. Организационные ресурсы - Обновление рабочих программ дополнительного общеразвивающего образования, введение новых. - Формы отчета перед общественностью. - Циклограммы режимных управленческих мероприятий: расписание занятий, планы работы, графики контроля, отчетности на учебный год. Мотивационные ресурсы Использование различных форм мотивации педагогов школы, детей, родителей с целью стимулирования включенности их в учебно-воспитательный процесс. Материально-техническое обеспечение Для организации образовательного процесса в здании имеются учебные помещения, актовый зал, библиотека, 2 спортивных зала, кабинет ИЗО, музыки, технологии, мастерские. Кабинеты укомплектованы компьютерами. Минимальное 17 материально-техническое обеспечение программы предполагает наличие следующего инвентаря и оборудования: - для занятий по дополнительным общеразвивающим программам- столы, стулья, демонстрационные доски, компьютер в комплектации, материалы и оборудование (в соответствии с направлением и видом деятельности). Количество мебели рассчитывается по количеству обучающихся в группе, а так же учитываются условия для труда педагога и для хранения материалов и инвентаря; -для проведения досуговых мероприятий – магнитофон (компьютер в комплектации), микрофоны, акустическая система (микшерный пульт, шнуры), мультимедиа проектор, экран, игровое оборудование (мячи, кегли, скакалки, самокаты и пр.), подборка музыки (для проведения игр, танцев), театральные костюмы и другое оборудование. 3.5. Основные организационные мероприятия по реализации Программы № п/п 1. 2. 3. 4. 5. Мероприятия Срок реализации ежегодно Обновление содержания дополнительного образования Корректировка дополнительной общеразвивающей программы Разработка новых рабочих дополнительных общеразвивающих программ педагогами и их апробация Организация работы по координации деятельности объединений дополнительного образования Организация и проведение школьных мероприятий по направлениям дополнительного образования педагоги дополнительного образования ежегодно зам. директора по ВР В течение всего периода педагоги дополнительного образования зам. директора по ВР, педагоги дополнительного образования зам. директора по ВР Участие в мероприятиях муниципального, окружного, федерального уровней ежегодно 7. Организация межведомственной системы соревнований, конкурсов Проведение творческих отчётов 1 раз в год ежегодно ежегодно 18 зам. директора по ВР зам. директора по ВР ежегодно 6. 8. Ответственные руководители объединений 9. 10. 11. Создание банка данных методических идей Изучение опыта работы дополнительного образования по обучению детей Оказание методической и практической помощи для организации дополнительного образования ежегодно систематически по запросу зам. директора по ВР руководители объединений зам. директора по ВР 3.6. Взаимодействие с социокультурными учреждениями Условиями эффективного взаимодействия МОУ Куандинская СОШИ № 4 с социальными партнерами выступают: открытость школы; установление доверительных и деловых контактов; использование образовательного и творческого потенциала социума; реализация активных форм и методов общения. Приоритетными направлениями сотрудничества являются: создание условий для полноценного развития; сохранение и укрепление здоровья детей, формирование основ культуры личности, творческого потенциала воспитанников; подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Основные формы организации социального партнерства: совместные мероприятия: спортивные праздники, коллективно-творческие мероприятия: участие в выставках, конкурсах детского творчества, концертных программах и т.д.; сетевое взаимодействие. Взаимодействие с социальными партнерами создает благоприятные возможности для обогащения деятельности в Школе, расширяет спектр возможностей по осуществлению сотрудничества с социокультурными учреждениями в рамках разностороннего развития воспитанников. Социальные партнеры СДК «Багульник», ДЮСШ, ДШИ. 3.7. Ожидаемые результаты реализации Программы Реализация Программы обеспечит следующие результаты: дополнительными общеобразовательными программами охвачено не менее 75 процентов детей в возрасте от 7 до 18 лет; сформирована мотивация и обеспечены возможности выбора детьми дополнительных общеобразовательных программ на основе собственных интересов 19 и увлечений из широкого спектра предложений в школе и со стороны организаций, осуществляющих образовательную деятельность; созданы условия и сформированы компетенции для использования детьми и молодежью ресурсов неформального и информального образования в целях саморазвития, профессионального самоопределения и продуктивного досуга; сформированы механизмы мотивационной поддержки детей на участие в дополнительном образовании; семьям с детьми предоставлен доступ к полной объективной информации о дополнительных общеобразовательных программах, обеспечена консультационная поддержка в выборе программ и планировании индивидуальных образовательных траекторий; сформированы эффективные механизмы общественного управления дополнительным образованием детей; реализуются модели адресной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, одаренными детьми; обеспечено высокое качество и обновляемость дополнительных общеобразовательных программ за счет создания конкурентной среды, привлечения квалифицированных кадров, сочетания инструментов общественного контроля, независимой оценки качества и саморегулирования; действуют эффективные механизмы стимулирования и поддержки непрерывного профессионального развития педагогических и управленческих кадров; создана материально-техническая база, удовлетворяющая общественным потребностям в воспитании, образовании, физическом развитии и оздоровлении детей. В результате реализации Программы будут обеспечены: повышение удовлетворенности молодого поколения и семей качеством своей жизни за счет возможностей самореализации, предоставляемых услуг дополнительного образования; сокращение асоциальных проявлений среди несовершеннолетних, снижение масштабов распространения в подростковой среде курения, алкоголизма, наркомании, игромании; рост физической подготовленности детей и снижение заболеваемости детей и молодежи, формирование мотивации к здоровому образу жизни; увеличение числа детей, регулярно занимающихся спортом и готовых продолжить свое обучение в спортивных школах и профессиональных образовательных организациях в области физической культуры и спорта; укрепление социальной стабильности общества за счет сформированных в системе дополнительного образования ценностей и компетенций, механизмов межкультурной коммуникации; 20 формирование у молодого поколения гражданской позиции, патриотизма; повышение конкурентоспособности выпускников школы на основе высокого уровня полученного образования, сформированных личностных качеств и социально значимых компетенций. 21 3.8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Дополнительное образование в современной Школе / М.: «Сентябрь», 2005. - 192 с. Горский В. А., Журкина А. Я., Ляшко Л.Ю., Усанов В. В. Система дополнительного образования детей /Дополнительное образование. 1999 № 3 Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. М.,2010. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.,2010. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: - М.: 2002. Иваненко И.Н. Насущные проблемы развития системы дополнительного образования детей //Дополнительное образование, 2005. - № 9. - С. 21 - 23. 5. festival.1september.ru. Лебедев О.Е. Дополнительное образование детей. - М. 2000. Салык Н.А. Требования к организации внеурочной деятельности. http://tiuu.ru/content/pages/228.htm. 22 Приложение 2. Утверждаю Директор МОУ Куандинская СОШИ № 4 Белоусова С.В. Годовой календарный учебный график на 2018-2019 учебный год Продолжительность учебного года в МОУ Куандинская СОШИ № 4: начало учебного года – 03.09.2018г.; продолжительность учебного года: в 1-х классах – 33 недели во 2-х – 11-х классах – 34 недель 2. Регламентирование образовательного процесса на учебный год учебный год делится на четверти: Дата Продолжительность Четверти начало окончание четверти (количество учебных недель) четверти 1 четверть 03.09 26.10 8уч.н. 2 четверть 06.11 29.12 8уч.н. 3 четверть 09.01 21.03 9 уч.н. (1 кл.),10уч.н.(2-11 кл.) 4 четверть 01.04 31.05 8уч.нед. продолжительность каникул в течение учебного года: Дата начала Дата окончания Продолжительность в днях каникул каникул осенние 27.10 05.11 10 зимние 30 .12 08.01 10 весенние 22.03 31.03 10 Для обучающихся 1-х классов устанавливаются дополнительные недельные каникулы с 18.02.2018 г. по 24.02.2019 г. 4. Регламентирование образовательного процесса на неделю: Продолжительность рабочей недели:5-ти дневная рабочая неделя в 1- 11 классах. 1. Регламентирование образовательного процесса на день: сменность: Школа работает в одну смену - Общее образование – с 8.15 до 14.05-14.50 - Дополнительное образование - с 15-00 до 18-00 продолжительность урока: 1 классы – 35 мин; 2-11 классы –45 минут; режим учебных занятий : 5. Уроки Начало Окончание Длительность перемены 1-ый урок 8.15 9-00 10 минут 2-ой урок 9.10 9.55 20 минут 3-ий урок 10.10 10.55 20 минут 4-ый урок 11.10 11.55 10 минут 5-ый урок 12.05 12.50 10 минут 6-ой урок 13.05 13.50 10 минут 7-ой урок 14.05 14.50 В 1 классе ступенчатое наращивание учебной нагрузки: - в сентябре, октябре – 3 урока по 35 минут; с ноября – 4 урока по 35 минут 23 6. Организация промежуточной итоговой аттестации промежуточная аттестация (административные контрольные работы) во 2-11 классах проводятся в сентябре, декабре и мае месяце; итоговая аттестация в 9-х и 11 классах проводится соответственно срокам, установленным Министерством образования и науки Российской Федерации на данный учебный год. 24 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)