Рассмотрено Утверждаю на педагогическом совете. Директор МОУ Куандинская СОШИ № 4 _________________Белоусова С.В, Протокол № 1 от «07 » сентября 2021 г. Приказ №221/1от «07»сентября 2021 г. ПОЛОЖЕНИЕ О СЛУЖБЕ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ 1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Настоящее Положение определяет порядок создания и функционирования службы школьной медиации в МОУ Куандинская СОШИ №4. 2. Понятия, используемые в положении: Служба школьной медиации (далее СШМ) – структура, созданная в образовательной организации и состоящая из педагогов, учащихся и их родителей, которая призвана оказывать помощь всем участникам образовательного процесса в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в образовательной организации. Медиация - это альтернативный способ разрешения споров с помощью привлечения незаинтересованного третьего лица – медиатора. Служба медиации рассматривает конфликт и помогает людям найти решение для выхода из спорной ситуации. Метод школьной медиации является не только способом разрешения споров в образовательной среде, но и методом профилактики и коррекции взаимодействия, позволяющим научить как детей, так и взрослых конструктивному поведению в конфликте и потенциально конфликтных ситуациях. Школьная медиация дает возможность предупреждать конфликты, правонарушения и ситуации острого противостояния, а также способствует изменениям привычных негативных, деструктивных способов взаимодействия. Школьные медиаторы – это педагоги, являющиеся членами службы школьной медиации, учащиеся 7-11 классов – неравнодушные люди, с активной жизненной позицией. Школьными медиаторами могут быть родители, прошедшие обучение и являющиеся членами службы школьной медиации. Участники образовательных отношений – это обучающиеся, педагогические работники образовательного учреждения, родители (законные представители) обучающихся. Куратор СШМ – это человек, организующий деятельность службы школьной медиации в образовательной организации. 2.НОРМАТИВНО – ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Конституция Российской Федерации; Гражданский кодекс Российской Федерации; Семейный кодекс Российской Федерации; Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Конвенция о правах ребенка; Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге, 1980, 1996, 2007 годов; Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» Устав МОУ «Куандинская СОШИ №4». 3.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СЛУЖБЫ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ Целью службы медиации является: - помощь участникам образовательного процесса в разрешении споров и конфликтов на основе принципов медиативного подхода; - создание благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации личности, умеющей принимать решения и нести ответственность за свои поступки; предупреждение агрессивного поведения учащихся, содействие профилактике правонарушений. Задачами службы медиации являются: проведение примирительных программ (восстановительных медиаций, кругов сообщества, школьных и семейных конференций и т.д.) для участников конфликтов и криминальных ситуаций; обучение школьников цивилизованным методам урегулирования конфликтов и ответственности; информирование учеников, педагогов и родителей учащихся о принципах и ценностях восстановительной медиации. 4.ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ 4.1. Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие школьников в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе. 4.2. Принцип нейтральности, запрещающий службе медиации принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба медиации не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение. 4.3 Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы медиации не разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение составляет информация о готовящемся преступлении, а также примирительный договор (по согласованию с участниками встречи и подписанный ими). 4.4 Принцип самостоятельности служб медиации, служба медиации самостоятельна в выборе форм деятельности и организации процесса медиации. 5. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ СЛУЖБЫ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ 5.1. Допускается создание СШМ из сотрудников МОУ Куандинская СОШИ № 4, обучающихся 7-11 классов и их родителей, или лиц, их замещающих. 5.2. Необходимым условием участия в работе СШМ, в качестве медиатора, является прохождение специального обучения: педагоги и обучающиеся 7-11 классов, родители (члены СШМ) - не менее 24-х часов. Обучение детей и родителей могут проводить как педагоги-медиаторы образовательной организации, так и приглашенные специалисты (медиаторы-практики). Обучающиеся могут участвовать в проведении процедур медиации деятельности СШМ при дополнительном условии: наличии письменного согласия их родителей на деятельность ребенка в качестве ведущего процедуры медиации (медиатора). 5.3. К работе службы могут привлекаться специалисты партнерских организаций, либо другого образовательного учреждения, где создана СШМ. 5.4. К проведению мероприятий СШМ могут привлекаться добровольцы, прошедшие необходимый инструктаж. 5.5. Куратором службы может быть заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, психолог или иной работник образовательной организации, прошедший специальное обучение по программе «Медиация в образовательной организации», на которого приказом директора МОУ Куандинская СОШИ № 4 возлагаются обязанности по руководству СШМ. Куратором назначается сотрудник, пользующийся доверием обучающихся, педагогов и администрации образовательной организации, а также понимающий и поддерживающий цели и задачи службы школьной медиации, восстановительного подхода. 6. ПОРЯДОК РАБОТЫ СЛУЖБЫ 6.1. Служба медиации может получать информацию о случаях конфликтного или криминального характера от педагогов, обучающихся, администрации Учреждения, членов службы примирения, родителей. 6.2. Служба медиации принимает решение о возможности или невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно. При необходимости о принятом решении информируются должностные лица Учреждения. 6.3. Примирительная программа начинается в случае согласия конфликтующих сторон на участие в данной программе. Если действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение или преступление, для проведения программы также необходимо согласие родителей или их участие во встрече. 6.4. В случае если примирительная программа планируется, когда дело находится на этапе дознания, следствия или в суде, то о ее проведении ставится в известность администрация Учреждения и родители, и при необходимости производится согласование с соответствующими органами внутренних дел. 6.5. Переговоры с родителями и должностными лицами проводят руководитель (куратор), члены школьной службы медиации. 6.6. Медиатор вправе отказаться от проведения медиации или любой другой восстановительной программы на основании своих профессиональных стандартов, либо в случае недостаточной квалификации, или невозможности обеспечить безопасность процесса. 6.7. В сложных ситуациях (как правило, если в ситуации есть материальный ущерб, среди участников есть взрослые или родители, а также в случае криминальной ситуации) куратор службы медиации принимает участие в проводимой программе. 6.8. В случае если конфликтующие стороны не достигли возраста 10 лет, примирительная программа проводится с согласия классного руководителя. 6.9. Служба медиации самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы в каждом отдельном случае. 6.10.В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться в письменном примирительном договоре или устном соглашении. 6.11. При необходимости служба медиации передает копию примирительного договора администрации Учреждения. 6.12. Служба медиации помогает определить способ выполнения обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несет ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств, служба медиации может проводить дополнительные встречи сторон и помочь сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления, что должно быть оговорено в письменном или устном соглашении. 6.13. При необходимости служба медиации информирует участников примирительной программы о возможностях других специалистов (социального педагога, психолога, имеющихся на территории учреждений социальной сферы). 6.14. Служба медиации рекомендует участникам конфликта на время проведения процедуры медиации воздержаться от обращений в вышестоящие инстанции, средства массовой информации или судебные органы. 6.15. Деятельность службы медиации фиксируется в журналах и отчетах, которые являются внутренними документами службы; 6.16. Куратор службы обеспечивает мониторинг проведенных программ, проведение супервизий с медиаторами на соответствие их деятельности принципам восстановительной медиации. 6.17. Медиация (и другие восстановительные практики) не является психологической процедурой, и потому не требует обязательного согласия со стороны родителей. Однако куратор старается по возможности информировать и привлекать родителей в медиацию (а по указанным в пунктах 5.3 и 5.4 категориям дел участие родителей или согласие на проведение медиации в их отсутствие является обязательным). 7. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ 7.1. Службе медиации по согласованию с администрацией Учреждения предоставляется помещение для сборов и проведения примирительных программ, а также возможность использовать иные ресурсы Учреждения - такие, как оборудование, оргтехника, канцелярские принадлежности, средства информации и другие. 7.2. Администрация Учреждения оказывает службе медиации содействие в распространении информации о деятельности службы среди педагогов и обучающихся. 7.3. Служба медиации имеет право пользоваться услугами психолога, социального педагога и других специалистов Учреждения. 7.4. Администрация Учреждения содействует службе медиации в организации взаимодействия с педагогами Учреждения, а также социальными службами и другими организациями. Администрация стимулирует педагогов обращаться в службу медиации или самим использовать восстановительные практики. 7.5. В случае если стороны согласились на примирительную встречу, то административные действия в отношении данных участников конфликта приостанавливаются. Решение о необходимости возобновления административных действий принимается после получения информации о результатах работы службы медиации и достигнутых договоренностях сторон. 7.6. Не реже, чем один раз в четверть проводятся совещания между администрацией и службой медиации по улучшению работы службы и ее взаимодействия с педагогами с целью предоставления возможности участия в примирительных встречах большему числу желающих. 7.7. В случае если примирительная программа проводилась по факту, по которому возбуждено уголовное дело, администрация Учреждения может ходатайствовать о приобщении к материалам дела примирительного договора, а также иных документов в качестве материалов, характеризующих личность обвиняемого, подтверждающих добровольное возмещение имущественного ущерба и иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему. 7.8. Служба медиации может вносить на рассмотрение администрации предложения по снижению конфликтности в школе. 8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 8.1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения. 8.2. Изменения в настоящее положение вносятся директором Учреждения по предложению службы медиации или органов школьного самоуправления. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)